Главная  •  O художнике  •  Работы  •  Видео

Профессор С.В. Рыбин
Заслуженный работник культуры Украины
Проректор Харьковской государственной академии
дизайна и искусств

В истории харьковской высшей художественной школы особое место
принадлежит Заслуженному деятелю искусств Украины, профессору, много-
летнему заведующему кафедрой рисунка – Василию Яковлевичу Лозовому.
Впервые я встретился с ним в 1972 году, когда сдавал экзамены в Харь-
ковский художественно-промышленный институт. Он тогда был ответ-
ственным секретарем приемной комиссии, то есть, фактически принимал
меня в институт. Еще тогда на меня сразу же он произвел впечатление как
серьезный и внимательный педагог, доброжелательный собеседник и про-
сто чуткий и обаятельный человек. С 1979 года я пришел педагогом на
кафедру рисунка. В это же время в состав кафедры влилась целая группа
молодых выпускников: В.Сидоренко, ныне Вице-президент Академии ху-
дожеств Украины, директор Института проблем современного искусства
в Киеве, академик, профессор; В.Ганоцкий – сейчас заведующий кафедрой
живописи Харьковской государственной академии дизайна и искусств, На-
родный художник Украины, профессор; А. Брагин, М. Сватула – ныне до-
центы кафедры рисунка; А. Кушниренко, Н. Гнатченко, В. Щербуха и др. В
то время Василий Яковлевич руководил кафедрой рисунка, новое попол-
нение принял очень доброжелательно, и я бы сказал, по-отечески. Все мы
тогда прошли очень хорошую школу педагогического мастерства: Василий
Яковлевич так планировал учебную нагрузку, чтобы молодые ассистенты
работали с опытными педагогами; регулярно на заседаниях кафедры про-
рабатывались вопросы частной методики, а на семестровых просмотрах
шел серьезный анализ академических постановок.
Период, когда В.Я. Лозовой руководил кафедрой, запомнился значитель-
ными достижениями в учебно-методической, научно-исследовательской и
творческой работах. Благодаря ему как основателю, с 1981 года в академии
начали работать вечерние подготовительные курсы для рабочей и школь-
ной молодежи. Когда в 1989 году в академии возобновилась подготовка
специалистов станковых специальностей, именно В.Я. Лозовой разработал
учебные планы и программы по дисциплине «Академический рисунок»,
которые и сейчас активно используются в учебном процессе.
Вообще, когда В.Я. Лозовой был заведующим кафедрой, произошло
очень много значительных для кафедры событий, нововведений и дости-
жений. Достаточно вспомнить, что при нем впервые было издано учебное
пособие профессора С.М. Солодовника, были составлены новые учебные
программы по академическому рисунку для дизайнерских специальностей,
огромное внимание уделялось пополнению методического фонда кафедры,
расширялся банк наглядных пособий и т.д. Василий Яковлевич пригласил и
ввел в штат кафедры рисунка опытного анатома, кандидата медицинских
наук Л.Н. Киселеву, которая непосредственно на занятиях по рисунку да-
вала консультации по пластической анатомии, ввела академическую лепку
для скульпторов, снимала учебные фильмы по анатомии. Преподавание
пластической анатомии было поставлено на очень высокий уровень.
Работая много лет с В.Я. Лозовым, я все больше узнавал его и с каждым
годом открывал в нем новые черты, которые обогащали и обобщали его не-
повторимый образ. Во-первых, он был настоящий, без «показухи», патри-
от своей Родины; во-вторых, человек, прошедший суровую школу войны,
он был истинным гуманистом и откровенным жизнелюбом. В третьих, и
это наверное самое главное – он был настоящим художником, беззаветно
служащим своему искусству.
Лозовой не любил громких слов, в быту был
 

очень сдержан и скромен, но когда дело касалось искусства, был черезвы-
чайно принципиален и настойчив в достижении своей цели: долго вына-
шивал идею предстоящей работы, неустанно работал над ее реализацией.
А работал он постоянно и одержимо – всегда в его мастерской стояло не-
сколько холстов, над которыми он очень упорно, иногда по несколько лет
трудился. Как живописца я узнал Лозового еще будучи студентом, посещая
художественные выставки Харьковского художественного музея, а также
в дальнейшем, часто бывая в его мастерской. Вспоминаю, как в 1975 году
меня поразила и восхитила картина «Солдаты» («Они сражались за Ро-
дину»), посвященную 30-летию Великой Победы. Она была исполнена в
прекрасной живописной манере и решена в интересном композиционном
построении – вытянутая по горизонтали, с ярко выраженным направлени-
ем движения.
С 1992 года В.Я. Лозовой начал регулярно выставляться за рубежом.
Участвовал в двух коллективных выставках украинских художников в США:
«Искусство из Украины – американская перспектива» в Нью-Хейвене и
«Харьков – Берлину» в Германии. С 1993 года Лозовой регулярно посе-
щает Италию, где много работает творчески и периодически выставляет-
ся. По возвращению Василий Яковлевич устраивал на кафедре импрови-
зированный творческий отчет: показывал фотографии, зарисовки, много
и интересно рассказывал, делился впечатлениями от всего увиденного за
границей. Итальянский цикл работ Лозового открыл его как живописца
с совершенно неожиданной стороны. Мы всегда считали его мастером
больших сюжетно-тематических композиций, масштабных полотен, а он
оказался прекрасным «пленэристом», тонко воспроизводящим сиюми-
нутные, непрестанно меняющиеся световые и цветовые колебания южного
воздуха, мерцание рефлексов. Его палитра как бы «очистилась», стала све-
тоносной, по настоящему импрессионистической, хотя позже итальянские
критики назовут художника В.Я. Лозового «ярким последователем русско-
го постимпрессионизма».
Сила настоящего искусства заключается в том, что независимо от шко-
лы, направления, манеры или моды, оно позитивно воспринимается лю-
бым слоем общества, доходит до сердца каждого – и искушенного и неис-
кушенного зрителя; оно, искусство, не имеет границ. Так было и в случае
с нашим Василием Яковлевичем. Попав в новую для себя обстановку, он,
не изменяя своим внутренним убеждениям, своему творческому опыту, по-
пытался аналитически экспериментировать и сопоставить свое искусство с
икусством западноевропейским. И, надо сказать, он не только не потерял-
ся, а наоборот, все более и более становился понимаемым и принимаемым
итальянским зрителем. Словно обретая «второе дыхание», работает вдох-
новенно и успешно. В 1998 году Василий Яковлевич открывает очередную
выставку во Дворце Провинции в Асколи Пичено, в том же году он ста-
новится победителем Международного конкурса имени Лоренцо Лотто в
Монтэ Сан Джусто… И кто после этого скажет, что это не «новая творче-
ская перспектива»?
В.Я. Лозового не стало, когда он был в самом расцвете творческих сил.
Последние годы, которые связали его с Италией, стали плодотворнейшим
периодом в его творческой биографии. Но на это уникальное явление –
творчество украинского художника в Италии – можно посмотреть и шире.
Заслуга Лозового заключается в том, что он стал, фактически, первым яр-
ким и достойным представителем украинского национального искусства
на Западе конца ХХ века. Причем, в отличие от прошлых, советских вре-
мен, художник не декларировал оппозицию существующему строю. Он
был тем, кем был – настоящим художником, представителем определенной
школы, со своими взглядами на искусство, с собственным мировоззрением
и со своей неповторимой творческой манерой.
 



Cookie policy - Privacy policy