Василий Яковлевич Лозовой остался в памяти всех, кто был с ним зна-
ком, улыбчивым доброжелательным человеком. В нем ощущалось жизне-
любивое начало, незлобивая внутренняя сила и надежность.
Он экспонировал свои работы на многих выставках, его своеобразная
живописная манера была узнаваема, а образы, как правило, несли печать
серьезного творческого поиска.
Он все делал целеустремленно, основательно, истово. Те драматические
испытания, что выпали на долю его поколения, он принимал, не жалуясь,
как данность, в которой необходимо прожить достойно свою жизнь.
В неполные 18 лет он – артиллерист, командир орудия. О храбрости и
мужестве молодого фронтовика свидетельствуют его высокие боевые на-
грады, в том числе – «Орден Славы» и медаль «За отвагу».
После войны инвалидом ІІ группы Лозовой поступил в Харьковское ху-
дожественное училище и с отличием его окончил, несмотря на то, что ему
приходилось поддерживать материально мать и брата, совмещать учебу с
работой.
Стремясь к совершенствованию профессиональных навыков В.Лозовой
поступает в Харьковский художественный институт, где на театральном
факультете судьба сводит его с выдающимся художником и педагогом
Б.В.Косаревым. Борис Васильевич, увидев в Лозовом не только талант, но и
необычайную работоспособность, всячески поддерживал своего студента
в его творческих поисках, несвойственных советскому искусству того пе-
риода, и рискующего быть исключенным из института «за формализм».
В итоге Лозовой отлично защищает диплом и начинает преподавать в ин-
ституте.
За свою сорокалетнюю педагогическую практику В.Я.Лозовой, прой-
дя путь от ассистента до профессора, взрастил десятки известных ныне
художников, которые с благодарностью помнят мудрые уроки своего лю-
бимого учителя.
Помимо работы на кафедре рисунка в Харьковском художественном ин-
ституте Лозовой многие годы на общественных началах руководил одной
из самых известных в Украине творческих школ рабочей молодежи при
Дворце культуры Харьковского электромеханического завода. Педагоги-
ческая и творческая деятельность В.Я.Лозового отмечена орденом «Знак
Почета», он удостоен звания «заслуженный деятель искусств Украины».
С 1992 года художник участвует во многих зарубежных выставках в
США, Германии, Италии. Особенно часто художник бывает в Италии, где
состоялось шесть его персональных выставок, восторженно принятых ита-
льянской критикой, где он становится победителем международного кон-
курса им.Лоренцо Лотто.
Такова внешне-событийная канва деятельности Василия Яковлевича
Лозового.
Но главным внутренним стержнем для него было искусство, и
именно творческие поиски, профессиональные удачи и неудачи составляли
основу всей его жизни.
Лозовой – художник широкого творческого диапазона, он был масте-
ром тематических композиций, писал портреты, пейзажи, натюрморты,
работал маслом, темперой, акварелью, пастелью, карандашом, углем.
Создание картин для Василия Яковлевича не было вынужденной данью
времени – ему, испытавшему сполна тяготы войны, просто необходимо
было воплотить в драматургически развернутых зримых образах свои чув-
ства и размышления и о военном лихолетье и о счастье мирной жизни.
В сохранившихся аннотациях художника к своим полотнам раскрывают-
ся его раздумья, философский подход к теме, увлеченный поиск компози-
ционного решения, глубинной правды образов, выразительности деталей.
Его захватывал подготовительный процесс создания картины. Он писал:
«…длительная работа над картиной дает самому художнику много поло-
жительного, поиск открывает порой неожиданные стороны самого реше-
ния и деталей, в поиске заложено что-то неведомое, что является притяга-
тельной силой».
С той поры сохранились десятки мастерски исполненных подготови-
тельных набросков и этюдов, свидетельствующих о неизменной любви ху-
дожника к работе с натурой.
Воспитанный традиционной академической школой Лозовой был та-
лантливым рисовальщиком, мастером динамичной разнообразной штри-
ховки, уверенно моделирующей форму. Развитое чувство формы позво-
ляло художнику и в живописи – даже в стремительных легких набросках
практически непроизвольно несколькими мазками выявлять точные про-
порции и объемы.
Одной из основных и постоянных характеристик творчества Лозового
является динамизм живописного строя, который в работах «сурового сти-
ля» проявлялся в энергии ритмов, позже – в раскованном, порой – хлест-
ком движении быстрой уверенной кисти. В последний – итальянский пе-
риод творчества наглядные приемы выявления динамики отступают, сила
энергии входит в саму ткань живописного строя произведения, порождая
впечатление внутренне живой, полнокровной, дышащей формы.
Неотъемлемой составляющей индивидуального художественного по-
черка Лозового является светоносность, которая с особой восхитительной
силой проявилась в его работах последних лет. Это тяготение к особенной
выразительности света таилось в сознании художника со студенческих
лет – времени постижения основ сценографии, в которой свет является
одним из важнейших аспектов выразительности.
В тематических картинах с акцентированными сюжетно-смысловыми
нагрузками свет у Лозового звучал своеобразно, но не набирал приоритет-
ности. Зато в натюрмортах и пейзажах, в этюдах и эскизах – там, где твор-
ческие импульсы находили свободное, не отягченное длительными раз-
мышлениями, непосредственное воплощение, светоносный дар Лозового
постепенно проявлялся все ярче.
В его работах 1970-х годов преобладает верхняя освещенность, создаю-
щая ореолы крон деревьев, венчиков цветов, крыш домов. Иногда светлое
сияние исходит из глубины композиции, выявляя в ненавязчивых контра-
журах красоту силуэтов.
Пленерная работа на Харьковщине, в Крыму, и особенно – в Италии,
где всё напоено, пронизано ярким солнцем, открыла в художнике то, к чему
он, жизнелюбивый по натуре человек, тяготел всегда, - его способность к
живописной материализации радости бытия. В итальянских работах свет
живет в цвете, пропитывает формы, которые излучают внутреннее сияние.
Создается впечатление, что свободный, абсолютно раскованный мазок – то
легкий, то пастозный – в этих полотнах Лозового звучит ликующе – как
проявление восторга счастливого человека и художника.
Представленная в залах Харьковского художественного музея первая
масштабная выставка произведений художника, фронтовика, педагога Ва-
силия Яковлевича Лозового несомненно, станет для харьковчан подлин-
ным открытием яркого неповторимого мастера, обретшего в неустанном
поиске легкость творческого дыхания.
Валентина Мызгина,
директор Харьковского художественного музея,
Заслуженный работник культуры Украины